Почему Советская власть запретила тесты? – Бесплатные онлайн тесты
/13

История развития метода тестирования в Советском Союзе была во многом трагичной. После бурного расцвета в 20-30 гг. тесты в СССР оказались под запретом вплоть до конца 70-х годов прошлого века. С чем был связан 40-летний период почти полного забвения тестирования как метода в отечественной педагогической практике?

 

Рассматривать проблему использования тестов в Советской России невозможно без упоминания педологии. Это научное направление возникло в конце XIX века на Западе и бурно развивалось в России еще до Октябрьской революции.

 

Само название – педология – можно интерпретировать как науку о ребенке. И это в основном отражает направление деятельности педологов и главные принципы их деятельности:

1. Педологи считали, что изучение ребенка должно быть комплексным, они пытались найти универсальные средства для всестороннего изучения детской личности, используя знания и методы не только психологии, но и физиологии, психиатрии, педагогики, педиатрии.

2. Ребенок в педологии рассматривался как существо, постоянно меняющееся, поэтому считалось, что изучать его личность можно лишь с учетом динамики его развития.

3. Ученые-педологи были убеждены, что развитие ребенка нельзя рассматривать, не учитывая среду, в которой он живет, а окружение ребенка влияет не только на его психику, но и на физическое развитие.

4. Изучив всесторонне личность ребенка, педологи стремились создать эффективные методы, способствующие его развитию. Именно по инициативе педологов были организованы первые педолого-педагогические консультации, активно велась работа по сотрудничеству с родителями.

 

Руководителей молодого советского государства педология с ее революционными методами сначала вдохновляла. Ученые получали государственную поддержку своих разработок. Следует сказать, что тестирование широко применялось в педолгии как эффективный метод всестороннего изучения ребенка.

 

Получило всеобщее распространение тестирование и в советских школах того времени. Правда, школьные тесты для проверки знаний в основном были заимствованы у западных психологов. С тестами по математике все было просто: их не надо было менять! Взяли тесты Вуди и с успехом начали применять. Задания для проверки навыков письма и техники чтения тоже заимствовали, изменив материал на русскоязычный. Немного переработали и использовали тесты и по другим дисциплинам. А вот с проверкой знаний по обществоведению возникла проблема.

 

Новые политические реалии требовали и нового общественного сознания, не имеющего аналогов в мире. Поэтому западные тесты по обществознанию нельзя было просто доработать. Необходимо было создавать новые, оригинальные, отражающие новые советские реалии.

 

Однако профессионализма у разработчиков таких тестов было недостаточно: ведь до этого они в основном трудились над созданием тестов одаренности, а сейчас от них требовалось нечто совершенно иное. В результате задания получались не совсем продуманными. Например, в тесте по обществознанию для школьников встречался такой вопрос: «Кого защищает Красная Армия?» и были предложены следующие варианты ответов: 1) Родину; 2) церковь; 3) трудящихся. Разработчики подразумевали третий вариант ответа в качестве правильного, однако 69% опрошенных выбрали первый вариант (что также было по сути верным).

 

Очень часто в тестах по общественным дисциплинам использовалось и обращение к религиозным знаниям, например, тест, составленный для учеников второго класса, содержал такой вопрос: «Назовите самый большой праздник трудящихся». Школьник должны были выбрать правильный вариант из пяти предложенных: 1) Новый год; 2) Рождество; 3) Октябрьская Революция; 4) Пасха; 5) Отпуск. Понятно, что делалось это в основном в связи с повсеместной атеистической пропагандой.

 

Тесты такого рода использовались не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в школах политграмоты. А так как обучались там красноармейцы, крестьяне и рабочие, иногда с трудом умеющие читать и писать, ответы на подобные вопросы повергали представителей советской власти в шок: красноармейцы не могли назвать имена своих идеологических вождей, оказывались абсолютно неграмотны в политических вопросах, продолжали жить в мире обыденных житейских понятий. Так, на вопрос «Кто является соглашателем?» 30% учащихся школ политграмоты называли в качестве ответа имя В.И. Ленина, так как слово «соглашатель» ассоциировался в их понятии с тем, кто несет мир и согласие.

 

Пугали чиновников не только ответы на подобные тестовые задания, но и сами формулировки вопросов. В то время, когда правительство всеми силами стремилось взять под полный контроль сознание каждого гражданина, таких вопросов просто не должно было возникать. К 30-м годам сформировался двойной стандарт: истинная картина окружающей действительности подменялась агитационным плакатом при помощи любых доступных средств.

 

И в таких условиях педологи с их тестовыми методами стали неугодны, более того, превратились в политических врагов. Как, например, руководители партии могли допустить объективные исследования бытовых условий и влияние их на детское развитие в условиях голода 1932-1933 гг..? Тогда пришлось бы признать, что крестьянский ребенок не может усвоить школьные знания, потому что постоянно недоедает.

 

Начались гонения на педологию. Отчасти объяснялось это и личной неприязнью Сталина. Педологические исследования активно поддерживали политические лидеры (в частности Л.Д. Троцкий), ставшие его оппонентами, и, соответственно, объявленные врагами Советской власти. Вместе с ними в «опалу» попала и педология, и, в конечном итоге, тесты, которые признавались порождением вредоносной педологической мысли. В 1936 году применение тестовых методов было официально запрещено.

 

В педагогике же воцарилось удобное для советского руководства представление о том, что ребенок, его психика и сознание – чистый лист, записи на котором должны производиться только в соответствии с указаниями партии и правительства, а ответственность за результат целиком возлагалась на учителя.

 

Статья написана по материалу книги Кадневскго В.М. «История тестов»

 

Рекомендуем также прочитать:

История испытаний как предыстория возникновения тестов

Исторические предпосылки возникновения тестирования